Межотраслевые проблемы правового регулирования и уголовно-правовой охраны общественных

Межотраслевые проблемы правового регулирования и уголовно-правовой охраны общественных

Дегтярёв И.П.

Адъюнкт Академии управления МВД России

Аннотация. Автор обосновывает значимость общественных отношений в сфере закупок товаров и услуг, даёт характеристику понятия «государственные и муниципальные нужды».

По мнению автора, специфика складывающихся в сфере закупок товаров и услуг общественных отношений состоит в следующем: они направлены на удовлетворение государственных и муниципальных нужд посредством использования публичных финансов (бюджетных средств и средств внебюджетных фондов); участниками отношений со стороны заказчика выступают субъекты со специальным правовым статусом; правовое регулирование этих отношений имеет комплексный характер с преобладанием императивных административно-правовых норм.

Особое внимание уделено вопросу отраслевой принадлежности правоотношений в сфере закупок товаров и услуг. Критический анализ представленных в науке точек зрения позволил автору сделать вывод, согласно которому они имеют комплексную юридическую природу с преобладанием административно-правового метода правового регулирования.

Административно-правовая природа отношений в сфере закупок товаров и услуг для публичных нужд предопределяет, во-первых, вспомогательную роль уголовно-правовых средств охраны соответствующих общественных отношений и, во-вторых, бланкетность подавляющей части статей уголовного закона, направленных на противодействие преступлениям, совершаемым в сфере закупок товаров и услуг.

Ключевые слова: закупки товаров и услуг, государственные и муниципальные нужды, публичные нужды, общественные отношения, правоотношения, правовое регулирование, общественная опасность, уголовно-правовая охрана.

 

Cross-sectoral problems of legal regulation and criminal law protection of public relations in the procurement of goods and services

Degtyarev I.P.

Abstract. The author substantiates the importance of public relations in the procurement of goods and services, gives a description of the concept of «state and municipal needs».

According to the author, the specificity of public relations emerging in the procurement of goods and services is as follows: they are aimed at meeting state and municipal needs through the use of public finances (budgetary funds and extra-budgetary funds); the parties to the relationship on the part of the customer are entities with a special legal status; legal regulation of these relations is of a complex nature with a predominance of mandatory administrative and legal norms.

Particular attention is paid to the issue of sectoral affiliation of legal relations in the procurement of goods and services. A critical analysis of the points of view presented in science allowed the author to conclude that they have a complex legal nature with a predominance of the administrative-legal method of legal regulation.

The administrative-legal nature of relations in the field of procurement of goods and services for public needs predetermines, firstly, the auxiliary role of criminal law means of protecting the relevant public relations and, secondly, blanketness of the vast majority of articles of the criminal law aimed at countering crimes committed in the procurement of goods and services.

Keywords: procurement of goods and services, state and municipal needs, public needs, public relations, legal relations, legal regulation, social danger, criminal law protection.

 

В связи с организацией и проведением закупок товаров и услуг складываются многочисленные и многообразные отношения между людьми, то есть общественные отношения. Важным участником этих отношений является государство в широком смысле, а точнее органы государственной власти и местного самоуправления, а также их должностные лица.

Государство призвано реализовывать ряд социально значимых функций, в числе которых, в частности: оборона страны от внешних посягательств, защита её суверенитета; охрана общественного порядка и общественной безопасности; поддержка социально незащищённых слоёв населения и др.

В нашей стране в силу географического, социально-демографического, исторического и иных факторов традиционно велика роль государства и степень его участия в экономике. Так, необходимо отметить протяжённость сухопутных границ с иными государствами, что требует наличия значительных по численности вооружённых сил. Россия находится на первом месте среди всех стран мира по площади занимаемой территории, что также обуславливает необходимость содержания немалого государственного аппарата.

В Российской Федерации велика доля нетрудоспособного населения, пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в поддержке со стороны государства. Конституция РФ[1] в ст. 7 провозглашает нашу страну социальным государством. Статьёй 41 Конституции РФ российским гражданам гарантирована бесплатная медицинская помощь, а статьёй 43 – бесплатное образование.

Для исполнения взятых на себя государством обязательств, помимо органов публичной власти, в Российской Федерации создана и функционирует сеть государственных и муниципальных учреждений и предприятий, корпораций, внебюджетных фондов и проч. Обеспечение их деятельности и, в целом, реализация государственных функций невозможны без закупок товаров и услуг.

Значимость общественных отношений в сфере закупок товаров и услуг подтверждается тем, что они урегулированы специальным Федеральным законом РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[2], который в научной литературе некоторые авторы небезосновательно именуют «кодексом публичных закупок»[3]. Следует также отметить Федеральный закон РФ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»[4], регламентирующий отношения по корпоративным закупкам товаров и услуг компаниями с государственным участием.

По данным Счетной палаты РФ, с 2014 по 2019 год удельный вес государственных и корпоративных закупок в среднем составлял 31% ВВП. В 2019 году общий объем контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ равнялся 31,6 трлн. рублей или почти 29% ВВП, что «свидетельствует о значительном влиянии государства на совокупный спрос продукции отраслей российской экономики»[5].

В отечественной юридической науке выработано понимание публичных нужд в качестве потребностей являющихся специальными субъектами публично-правовых образований в товарах, работах и услугах, которые удовлетворяются из средств государственных и муниципальных бюджетов, а также средств внебюджетных фондов[6]. Процесс удовлетворения публичных нужд подчинён строгим правилам и протекает в рамках установленных процедур, исходя из чего, в частности, В.В. Ванин в своей докторской диссертации делает справедливый вывод о том, что государственные нужды представляют собой «юридическую форму выражения (бытия) публичного интереса»[7].

Отдельные авторы предлагают разграничивать собственно государственные (муниципальные) нужды, удовлетворение которых напрямую направлено на реализацию публичных функций и потребности государственных заказчиков (так называемые «ведомственные потребности»[8]), которые ограничены их собственными интересами[9]. Этот подход нашёл отражение и в судебной практике[10].

При этом, в частности, К.В. Кичик, признавая наличие собственных нужд заказчиков включает их в число государственных (муниципальных) нужд[11]. Эта позиция видится вполне обоснованной, так как «государственный аппарат не может иметь собственные интересы, отличающиеся от общегосударственных интересов»[12].

Общественная опасность преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг для нужд заказчиков, не меньшая, чем общественная опасность аналогичных деяний, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг, непосредственно направленных на реализацию государственных функций. В обоих случаях причиняется ущерб бюджетной системе, подрываются отношения в сфере экономической деятельности[13], а также прямым, либо опосредованным образом ставится под угрозу реализация функций государства.

Закупка товаров и услуг для публичных нужд производится из средств государственного и региональных бюджетов, бюджетов муниципальных образований, а также средств государственных и муниципальных компаний, предприятий, учреждений и внебюджетных фондов. Со стороны публичной власти участниками отношений в сфере закупок товаров и услуг выступают государственные и муниципальные заказчики (как правило, это органы и должностные лица, наделённые специальными полномочиями), а также иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере публичных закупок.

При некотором разнообразии целей закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, все они, так или иначе, сводятся к достижению общего блага. Аналогично, при всем разнообразии источников средств финансирования государственного и муниципального заказа, все они в конечном итоге сводимы к публичным финансам. Так, на единый источник финансирования деятельности заказчиков указывает, в частности, К.А. Писенко[14]. Важным источником пополнения бюджетов государственных и муниципальных заказчиков являются доходы от пользования и распоряжения находящимися в собственности государства недрами, а также  акцизы, пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые российским населением и юридическими лицами. Эти бюджеты формируются для удовлетворения нужд российского общества и государства. В связи с этим, различного рода злоупотребления, имеющие место при организации и проведении закупок товаров и услуг для публичных нужд, несомненно несут в себе общественную опасность.

Тем самым, важная особенность складывающихся в сфере закупок товаров и услуг общественных отношений состоит в том, что они инициируются для достижения социально значимых целей, связанных с удовлетворением потребностей государственных органов и органов местного самоуправления, а также связанных с ними корпораций, внебюджетных фондов, предприятий и учреждений в тех или иных экономических благах.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что на достижение цели удовлетворения государственных и муниципальных нужд направлены не только общественные отношения в сфере закупок товаров и услуг, но и отношения, складывающиеся, например, при принудительном изъятии земельных участков и иного недвижимого имущества. Кроме того, соответствующие работы могут быть проведены силами самой публичной администрации или же силами подведомственных ей учреждений и организаций. В подобных случаях также возможны нарушения криминального характера, но противодействие им осуществляется не нормами о преступлениях, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг. А, например, нормами уголовного закона о должностных преступлениях (в частности, ст. 285 УК РФ).

Вопрос об отраслевой принадлежности правоотношений в сфере закупок товаров и услуг остаётся дискуссионным. Так, В.Е. Белов[15], О.А. Беляева[16], Э.В. Немченко[17], П.С. Тарабаев[18], Ф.А. Тасалов[19], Л.М. Федина[20], В.А. Щербаков[21] и И.Г. Яковлева[22] исходят из гражданско-правовой природы государственного (муниципального) контракта, на основании чего ими обосновывается вывод о преобладании гражданско-правовых методов регулирования отношений на стадиях определения поставщика, заключения контракта, а также его исполнения. Так, по мнению В.А. Щербакова, «небольшое количество публичных элементов частично ограничивают, но не отменяют действие гражданско-правовых методов и принципов регулирования размещения заказов, в связи с чем весь комплекс рассматриваемых правоотношений следует отнести к области гражданского права»[23].

На наш взгляд, тезис о преимущественно частноправовой наполненности правоотношений в сфере закупок товаров и услуг опровергается уже при обращении к нормам действующего законодательства. Императивные нормы Федерального закона РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ прямо направлены на ограничение в рамках анализируемой сферы действия важнейшего частноправового принципа свободы договора. Кроме того, законодатель наделяет правом принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в числе прочих субъектов, органы местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» и Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» (ст. 3 Федерального закона РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок во всей своей совокупности не могут быть признаны частью гражданского законодательства, так как ст. 71 Конституции РФ оно отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.

Отрицать влияние гражданско-правовых методов правового регулирования на отношения в сфере закупок товаров и услуг вряд ли возможно. Так, рассматриваемые отношения опосредуются договорной формой (контрактом) и имеют возмездный характер. Законодательством предусмотрены добровольность вступления в отношения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и, в числе прочих, гражданско-правовые санкции за нарушение обязательств. Но, как было сказано, говорить о преобладании гражданско-правовых методов нельзя.

Правоотношения в сфере закупок товаров и услуг содержат в себе и предпринимательско-правовые элементы, так как преследуемая поставщиками (подрядчиками, исполнителями) цель состоит в стремлении получить прибыль[24]. Цель же заказчика заключается в удовлетворении государственных (муниципальных) нужд, материально-ресурсном обеспечении публично-правовых образований.

Кроме того, в правоотношения в сфере закупок товаров и услуг тесно встроены финансово-правовые, а именно, бюджетно-правовые элементы, на что указывается в научной литературе[25]. В рамках финансово-правового подхода искомая природа правоотношений описывается весьма узко, в рамках механизма распределения бюджетных средств. А далеко не все участники контрактных  правоотношений со стороны заказчика являются непосредственными получателями бюджетных средств. В их числе, к примеру, государственные внебюджетные фонды.

В целом, большинство авторов вполне обоснованно сходятся на понимании рассматриваемых правоотношений в качестве комплексных, сочетающих в себе как публично-правовые, так и частноправовые начала. Так, отношения, складывающиеся на этапах планирования закупок, имеют публично-правовой характер, а отношения, опосредованные государственным (муниципальным) контрактом, – частноправовой характер[26]. О.А. Сергачева в этой связи верно отмечает, что преимущественно гражданско-правовыми являются лишь отношения на стадиях заключения и исполнения контракта[27].

На публично-правовую природу правоотношений в сфере закупок товаров и услуг косвенно указывают цели осуществления публичных закупок, специальный статус субъектов, выступающих в роли заказчиков, а также бюджетный источник финансирования.

Следует согласиться с В.С. Белых в том, что «государственный контракт есть в первую очередь административный договор, обеспечивающий федеральные и иные публичные интересы. Однако в нем (контракте) гармонично переплетаются элементы гражданско-правового договора»[28].

Отношения по публичным закупкам направлены на реализацию государственных и муниципальных функций. В этом административисты небезосновательно усматривают управленческий характер соответствующих правоотношений[29], которые ими описываются как административно-правовые[30].

Обобщая изложенные точки зрения, важно подчеркнуть комплексную юридическую природу правоотношений в сфере закупок товаров и услуг с преобладанием административно-правового метода правового регулирования.

Учитывая социальную значимость рассматриваемых общественных отношений, они детально регламентированы императивными административно-правовыми нормами. Помимо базового Федерального закона РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, отношения в сфере публичных закупок также урегулированы большим числом подзаконных нормативных актов, прежде всего, регламентами. В качестве примера можно привести Приказ Росгвардии от 9 января 2020 г. № 1 «Об утверждении Регламента осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения нужд войск национальной гвардии Российской Федерации»[31].

В этой связи правоохранительная роль уголовного права состоит в подкреплении соответствующих императивных запретов посредством угрозы применения к виновным силы уголовной репрессии.

Административно-правовая природа отношений в сфере закупок товаров и услуг для публичных нужд предопределяет, во-первых, вспомогательную роль уголовно-правовых средств охраны соответствующих общественных отношений и, во-вторых, бланкетность подавляющей части статей уголовного закона, направленных на противодействие преступлениям, совершаемым в сфере закупок товаров и услуг.

Большинство нарушений в сфере закупок товаров и услуг для публичных нужд не несут в себе серьёзную угрозу общественным отношениям и вполне могут быть пресечены в рамках административно-правовых средств реагирования. На это, в частности, направлен такой инструмент, как специальная административная жалоба. Подобные жалобы рассматриваются в квазисудебном порядке. Кроме того, КоАП РФ содержит значительное число административно-деликтных норм, призванных осуществлять правовую охрану рассматриваемых общественных отношений: ст. 7.29-7.32.1 КоАП РФ, ст. 7.32.5 КоАП РФ, ст. 7.32.6 КоАП РФ и др.

Вместе с тем, анализируемые общественные отношения подвергаются в том числе и посягательствам, характер и степень общественной опасности которых таковы, что эффективное противодействие им может быть осуществлено лишь в рамках уголовно-правовых запретов. К таковым законодатель прямо относит составы преступлений, предусмотренных ст. 200.4 УК РФ, ст. 200.5 УК РФ, ст. 200.6 УК РФ, ст. 201.1 УК РФ. Предупреждение преступлений, совершаемых  в сфере закупок товаров и услуг, осуществляется и посредством иных статей уголовного закона, в частности, ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ.

Таким образом, совершаемые в сфере закупок товаров и услуг преступления посягают на общественные отношения, специфика которых состоит в следующем: они направлены на удовлетворение государственных и муниципальных нужд посредством использования публичных финансов (бюджетных средств и средств внебюджетных фондов); участниками отношений со стороны заказчика выступают субъекты со специальным правовым статусом; правовое регулирование этих отношений имеет комплексный характер с преобладанием императивных административно-правовых норм.

Специфика общественных отношений в сфере закупок товаров и услуг обуславливает вторичный характер их уголовно-правовой охраны (уголовная ответственность должна предусматриваться лишь за те деяния, характер и степень общественной опасности которых делает невозможным противодействие иноотраслевыми средствами правовой охраны: посредством установления административной, гражданско-правовой или же дисциплинарной ответственности), а также бланкетность уголовно-правовых норм, обеспечивающих реализацию законодательства о закупках.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения: 01.09.2020).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
  3. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.
  4. Федеральный закон РФ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.
  5. Приказ Росгвардии от 09.01.2020 № 1 «Об утверждении Регламента осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения нужд войск национальной гвардии Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  6. Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  7. Постановление Президиума ВАС РФ от 01.10.2013 № 3911/13 по делу № А32-6819/2012 // Вестник ВАС РФ. 2014. № 2.
  8. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд. Правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009. 296 с.
  9. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2004. 768 с.
  10. Белов В.Е. Участие Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, связанных с государственными заказами: автореф. дис. … к.ю.н. М., 2006. 28 с.
  11. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. 432 с.
  12. Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: автореф. дис. … д-ра ю.н. М., 2012. 53 с.
  13. Ванин В.В. Правовое регулирование удовлетворения государственных нужд в рыночной экономике России: теория и практика: автореф. дис. … д-ра. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. 48 с.
  14. Гафарова Г.Р. Вопросы государственного регулирования ценообразования в бюджетном праве // Юридический мир. 2012. № 9. С. 25-29.
  15. Гладков В.С. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой: дис. … к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2008. 193 с.
  16. Гребенщикова Я.Б. Правовой механизм закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд : автореф. дис. … к.ю.н. М., 2008. 22 с.
  17. Дерновая А.О. Проблемы оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1. С. 151-157.
  18. Кикавец В.В. Административно-правовое регулирование государственного заказа в Российской Федерации: дис. … к.ю.н. М., 2010. 201 с.
  19. Кичик К.В. Государственный нужды как сущностный признак государственного заказа по российскому законодательству // Предпринимательское право. 2010. № 2. С. 25-31.
  20. Кузнецов В.И. Правовое регулирование института государственного заказа: дис. … к.ю.н. М., 2005. 226 с.
  21. Малыхина Е. А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: особенности финансово-правового регулирования: автореф дис. … к.ю.н. Саратов, 2015. 26 с.
  22. Маркелов К.В. Государственные и муниципальные закупки как институт бюджетного права: автореф. дис. … к.ю.н. М., 2012. 18 с.
  23. Немченко Э.В. Проблемы правового регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме : автореф. дис. … к.ю.н. Владикавказ, 2012. 20 с.
  24. Писенко К.А. Публичные и частные закупки: основания и проблемы дифференцированного подхода к регулированию // Финансовое право. 2013. № 12. С. 13-17.
  25. Сергачева О.А. Европейский опыт гражданско-правого регулирования размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (на примере Итальянской республики): автореф. дис. … к.ю.н. М., 2013. 25 с.
  26. Соловьёв М.С. Административно-правовые основы публичных закупок: дисс. к.ю.н. Екатеринбург, 2019. 312 с.
  27. Спиридонов С.А. Проблема определения понятия «государственной нужды» // Вестник Евразийской академии административных наук. 2012. № 4 (21). С. 58-67.
  28. Спиридонов С.А. Проблемы законодательного разделения нужд Российской Федерации, государственных заказчиков и бюджетных учреждений при заключении государственных контрактов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 4. С. 17-19.
  29. Счетная палата: потенциал контрактной системы раскрыть пока не удалось // Электронный ресурс: https://ach.gov.ru/checks/12218 Дата обращения — 1.09.2020.
  30. Тарабаев П.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: автореф. дис. … к.ю.н. Екатеринбург, 2009. 27 с.
  31. Тасалов Ф.А. Отношения по размещению и исполнению государственного заказа: особенности гражданского правового регулирования (на примере Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки): дис. … к.ю.н. М., 2017. 23 с.
  32. Тихомиров А.С. Институт государственного и муниципального заказа в административном праве: дис. … к.ю.н. М., 2009. 25 с.
  33. Шмелева М.В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: автореф. дис… к.ю.н. Саратов, 2013. 25 с.
  34. Щербаков В.А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: автореф. дис. … к.ю.н. М., 2009. 28 с.
  35. Федина Л.М. Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих из договора поставки для органов внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. … к.ю.н. Курск, 2018. 30 с.
  36. Яковлева И.Г. Запрос котировок и запрос предложений как способы закупок: дис. … к.ю.н. М., 2017. 24 с.

[1] См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)  [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения: 05.09.2020).

[2] См.: Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652. Далее, если иное не оговорено, — Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

[3] См.: Соловьёв М.С. Административно-правовые основы публичных закупок: дисс. к.ю.н. Екатеринбург, 2019. С. 4.

[4] См.: Федеральный закон РФ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.

[5] См.: Счетная палата: потенциал контрактной системы раскрыть пока не удалось // Электронный ресурс: https://ach.gov.ru/checks/12218 Дата обращения — 1.09.2020.

[6] См., например: Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд. Правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 30; Спиридонов С.А. Проблема  определения понятия «государственной нужды» // Вестник Евразийской академии административных наук. 2012. № 4 (21). С. 59.

[7] Ванин В.В. Правовое регулирование удовлетворения государственных нужд в рыночной экономике России: теория и практика: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 9.

[8] См.: Дерновая А.О. Проблемы оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 1. С. 152.

[9] См.: Спиридонов С.А. Проблемы законодательного разделения нужд Российской Федерации, государственных заказчиков и бюджетных учреждений при заключении государственных контрактов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 4. С. 17-19; Шмелева М.В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: автореф. дис… к.ю.н. Саратов, 2013. С. 9.

[10] См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 01.10.2013 № 3911/13 по делу № А32-6819/2012 // Вестник ВАС РФ. 2014. № 2.

[11] См.: Кичик К.В. Государственный нужды как сущностный признак государственного заказа по российскому законодательству // Предпринимательское право. 2010. № 2. С. 25-31.

[12] Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд. Правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 134.

[13] См.: Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

[14] См.: Писенко К.А. Публичные и частные закупки: основания и проблемы дифференцированного подхода к регулированию // Финансовое право. 2013. № 12. С. 17.

[15] См.: Белов В.Е. Участие Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, связанных с государственными заказами: автореф. дис. … к.ю.н. М., 2006. С. 7.

[16] См.: Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: автореф. дис. … д-ра ю.н. М., 2012. С. 10.

[17] См.: Немченко Э.В. Проблемы правового регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме: автореф. дис. … к.ю.н. Владикавказ, 2012. С. 8-9.

[18] См.: Тарабаев П.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд : автореф. дис. … к.ю.н. Екатеринбург, 2009. С. 6-7.

[19] Тасалов Ф.А. Отношения по размещению и исполнению государственного заказа: особенности гражданского правового регулирования (на примере Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки): дис. … к.ю.н. М., 2017. С. 15.

[20] См.: Федина Л.М. Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих из договора поставки для органов внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. … к.ю.н. Курск, 2018. С. 10.

[21] Щербаков В.А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: автореф. дис. … к.ю.н. М., 2009. С. 16.

[22] См.: Яковлева И.Г. Запрос котировок и запрос предложений как способы закупок: дис. … к.ю.н. М., 2017. С. 9.

[23] См.: Щербаков В.А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: автореф. дис. … к.ю.н. М., 2009. С. 15-16.

[24] См.: Ванин В.В. Правовое регулирование удовлетворения государственных нужд в рыночной экономике России: теория и практика: автореф. дис. … д-ра. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 35; Гребенщикова Я.Б. Правовой механизм закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд : автореф. дис. … к.ю.н. М., 2008. С. 8.

[25] См.: Гафарова Г.Р. Вопросы государственного регулирования ценообразования в бюджетном праве // Юридический мир. 2012. № 9. С. 25-29.

[26] См.: Кузнецов В.И. Правовое регулирование института государственного заказа: дис. … к.ю.н. М., 2005. С. 86;

[27] См.: Сергачева О.А. Европейский опыт гражданско-правого регулирования размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (на примере Итальянской республики): автореф. дис. … к.ю.н. М., 2013. С. 17.

[28] См.: Малыхина Е. А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: особенности финансово-правового регулирования : автореф дис. … к.ю.н. Саратов, 2015. С. 13.Маркелов К.В. Государственные и муниципальные закупки как институт бюджетного права: автореф. дис. … к.ю.н. М., 2012. С. 8; Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. С. 89.

[29] См.: Тихомиров А.С. Институт государственного и муниципального заказа в административном праве: дис. … к.ю.н. М., 2009. С. 11-12; Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2004. С. 414.

[30] См., например: Кикавец В.В. Административно-правовое регулирование государственного заказа в Российской Федерации: дис. … к.ю.н. М., 2010. С. 37-38; Гладков В.С. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой: дис. … к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2008. С. 9.

[31] См.: Приказ Росгвардии от 09.01.2020 № 1 «Об утверждении Регламента осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения нужд войск национальной гвардии Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Back to Top