К вопросу о социально-правовой обусловленности криминализации преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг

К вопросу о социально-правовой обусловленности криминализации преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг

Дегтярёв И.П.

Адъюнкт Академии управления МВД России

Аннотация. В научной статье проведён анализ показателей социально-правовой обусловленности криминализации преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг.

Автор обращается к данным уголовной статистики и показателям ведомственной отчётности. Сделан вывод, согласно которому распространённость преступлений данного вида, характер и степень их общественной опасности, подтверждают необходимость и обоснованность специальной уголовно-правовой охраны складывающихся в этой сфере отношений.

Ключевые слова: преступления в сфере закупок товаров и услуг, криминализация, общественная опасность, уголовная статистика.

 

On the issue of the social and legal conditionality of the criminalization of crimes committed in the procurement of goods and services

Degtyarev I.P.

Abstract. The scientific article analyzes the indicators of the social and legal conditionality of the criminalization of crimes committed in the field of purchasing goods and services.

The author refers to the data of criminal statistics and indicators of departmental reporting. It is concluded that the prevalence of crimes of this type, the nature and degree of their public danger, confirm the need and validity of special criminal law protection of relations developing in this area.

Keywords: crimes in the field of procurement of goods and services, criminalization, public danger, criminal statistics.

 

В отечественной уголовно-правовой науке принято обосновывать необходимость криминализации того или иного деяния указанием на характер и степень присущей ему общественной опасности, а также его распространённость на практике. Другими словами, для того чтобы быть формально закреплённым в уголовном законе в качестве преступления, деяние должно отвечать материальному признаку, то есть представлять серьёзную опасность социальным отношениям, а также быть распространённым на практике. Установление уголовной ответственности за незначительные по своей общественной опасности деяния (общественно вредные деяния) ведёт к чрезмерному применению силы уголовного принуждения и размыванию границ между уголовным и административным законодательством. А введение уголовной ответственности за деяния, которые не находят своего распространения на практике делает уголовный закон казуистичным и снижает его эффективность.

Учитывая указанные общие замечания, представляется необходимым обратиться к такому важному показателю социально-правовой обусловленности криминализации преступлений, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг, как уголовная статистика.

Согласно размещённым на официальном интернет-сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ сводным статистическим сведениям о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 год[1], число осуждённых по ст. 200.4 УК РФ «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» составило 0 человек. По ст. 200.5 УК РФ «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок» — 1 человек. По ст. 200.6 УК РФ «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — 0 человек. По ст. 201.1 УК РФ («Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа») — 1 человек.

В 2018 г., соответственно: по ст. 200.4 УК РФ — 0 человек; по ст. 200.5 УК РФ — 0 человек. Статья 200.6 УК РФ введена в уголовный закон лиши в конце 2018 г.[2] и в статистическую отчётность за этот год не вошла. По ст. 201.1 УК РФ – также 0 человек.

Вместе с тем, было бы преждевременным делать вывод о чрезмерной криминализации законодателем деяний, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг. Дело в том, что ст.ст. 200.4, 200.5 и 200.6 УК РФ были введены в уголовное законодательство сравнительно недавно, в 2018 г. Поэтому практика их применения практически отсутствует. И лишь с накоплением эмпирического материала в промежутке трёх-пяти лет можно будет делать те или иные обоснованные выводы.

Ранее, до дополнений, внесённых в уголовный закон в 2018 г., посягающие на контрактную систему преступления квалифицировались по ст.ст. 159, 160, 165, 285, 286, 292, 293 УК РФ. Однако, в материалах судебной статистики преступления в сфере закупок товаров и услуг не выделяются из общей массы деяний, квалифицируемым по этим статьям. Так, официальные статистические данные о состоянии преступности в Российской Федерации, размещенные на интернет-сайте МВД РФ[3], не содержат отдельной графы, посвящённой преступлениям в сфере закупок товаров и услуг. Это, на наш взгляд, не вполне сочетается со значением уголовно-правового и криминологического противодействия совершаемым в этой сфере преступлениям, а также современному состоянию общественных отношений.

Объёмы посягательств на сферу публичных закупок можно оценить по результатам мониторинга, проводимого иными государственными органами. Так, по данным Счетной палаты РФ, в 2018 г. объем выявленных нарушений в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд составил 294,6 млрд. руб., что в 2,5 раза больше, чем по итогам 2017 г. и в 5,5 раза больше по сравнению с 2016 г. Эта сумма включает как коррупционные преступления, так и нарушения законодательства иноотраслевого характера. В 2017 году в сфере закупок выявлены нарушения на 118,3 млрд. руб., в 2016 году – на 53,05 млрд. руб.

Среди выявленных Счетной палатой РФ коррупционных нарушений в сфере закупок превалирует необоснованное увеличение стоимости контрактов – почти 40% от общего объема. Нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, связанных с приемкой и оплатой невыполненных работ, составляет порядка 20%.

В свою очередь, Генеральная прокуратура РФ за 2018 год выявила 150 тыс. нарушений в сфере закупок, из которых 6% имели коррупционную составляющую. По материалам прокурорских проверок возбуждено 275 уголовных дел, 2,5 тыс. лиц привлечены к дисциплинарной и уголовной ответственности. Только связанных с так называемыми «откатами» нарушений выявлено свыше 400, что на 84% превысило показатели прошлого 2017 года[4].

В основных статистических данных о деятельности органов прокуратуры, которые размещены на официальном интернет-сайте Генеральной прокуратуры РФ, выделен специальный раздел, отражающий состояние деликтности в интересующей нас сфере. Так, в 2019 г. органами прокуратуры были выявлены 8 562 нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в сфере противодействия коррупции). В 275 случаях правоохранительными органами были возбуждены уголовные дела. В 2018 г. – 8 104 нарушения и 262 уголовных дела. В 2017 г. – 11 974 нарушения и 308 уголовных дел. В 2016 г. – 11 974 нарушения и 315 уголовных дел. В 2015 г. – 33 373 нарушения и 285 уголовных дел соответственно[5].

Тем самым, объём совокупного ущерба, причиняемого в результате нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд таков, что совершаемые в анализируемой сфере деяния вполне можно охарактеризовать в качестве представляющих угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Совершаемые в сфере публичных закупок хищения ставят под угрозу реализацию государственных функций, в частности, снижают эффективность деятельности российского государства в таких сферах, как здравоохранение, оборона и безопасность, авиационно-космическая сфера и многих других. Вряд ли можно назвать ту или иную отрасль отечественной экономики, в которой бы участвовало государство и при этом не расхищались бы бюджетные средства.

Подрывается авторитет государственной власти как внутри страны, так и за её пределами. Коррупция при распределении государственных средств давно перестала восприниматься российским обществом как что-то экстраординарное. Более того, так называемые «откаты» стали неотъемлемой порочной чертой российской экономической системы и системы государственного управления. Коррупционные формы поведения федеральных чиновников при организации и осуществлении государственных закупок транслируются на всю вертикаль власти. Есть все основания говорить о высокой степени латентности рассматриваемых преступлений. Официальные данные о числе нарушений в сфере закупок товаров и услуг занижены в разы, если не в десятки раз.

Вносится дисбаланс и в отношения в сфере экономической деятельности. Так, используя противоправные схемы, недобросовестные участники рынка, а, нередко, просто подставные лица и фирмы-однодневки, получают государственные контракты и доступ к бюджетным средствам. А предприниматели, не обладающие коррупционными связями с государственными чиновниками, вытесняются с рынка госзакупок.

Преступления в сфере закупок товаров и услуг, немалая часть которых имеет коррупционную окраску, являются отражением духовно-нравственного кризиса, переживаемого нынешним российским обществом. В нашей стране давно перестало быть зазорным расхищать общенациональные бюджетные средства, в том числе и предназначенные для поддержки представителей наиболее социально уязвимых слоёв населения: детей, инвалидов, пенсионеров, малоимущих. Духовно-нравственная деградация, разобщённость внутри российского общества стали питательной почвой для коррупции, в том числе и в рассматриваемой сфере.

Таким образом, общественная опасность посягательств на отношения в сфере закупок товаров и услуг заключается в том, что они ставят под угрозу достижение публично значимой цели удовлетворения потребностей государства и муниципалитетов в экономических благах. Характер и степень общественной опасности деяний, совершаемых в сфере закупок товаров и услуг, их широчайшая распространённость на практике, подтверждают необходимость и обоснованность специальной уголовно-правовой охраны складывающихся в этой сфере отношений.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения: 01.09.2020).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
  3. Федеральный закон РФ от 27.12.2018 № 520-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2018. № 53 (часть I). Ст. 8446.
  4. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.
  5. Федеральный закон РФ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.
  6. Агеева О. Счетная палата выявила рост нарушений в госзакупках в 5 раз за 2 года: РБК // Электронный ресурс: www.rbc.ru/economics/12/04/2019/5cb072fc9a79475d2c90d07b Дата обращения — 1.09.2020.
  7. Официальный интернет-сайт Генеральной прокуратуры РФ: Основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры // Электронный ресурс: https://genproc.gov.ru/stat Дата обращения — 1.09.2020.
  8. Официальный интернет-сайт МВД РФ: Статистика и аналитика // Электронный ресурс: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics Дата обращения — 1.09.2020.
  9. Официальный интернет-сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ // Электронный ресурс: http://www.cdep.ru Дата обращения — 1.09.2020.

[1] См.: Официальный интернет-сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ // Электронный ресурс: http://www.cdep.ru Дата обращения — 1.09.2020.

[2] См.: Федеральный закон РФ от 27.12.2018 № 520-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2018. № 53 (часть I). Ст. 8446.

[3] См.: Официальный интернет-сайт МВД РФ: Статистика и аналитика // Электронный ресурс: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics Дата обращения — 1.09.2020.

[4] См.: Агеева О. Счетная палата выявила рост нарушений в госзакупках в 5 раз за 2 года: РБК // Электронный ресурс: www.rbc.ru/economics/12/04/2019/5cb072fc9a79475d2c90d07b Дата обращения — 1.09.2020.

[5] См.: Официальный интернет-сайт Генеральной прокуратуры РФ: Основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры // Электронный ресурс: https://genproc.gov.ru/stat Дата обращения — 1.09.2020.

Back to Top