IT технологии в формировании медиакомпететности учащихся

IT технологии в формировании медиакомпететности учащихся

Ташланов Фотих Ойбекович

Россия, Казань, Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет

Аннотация

В условиях глобального развития человечества роль информации настолько велика, что она стала если не главным, то основополагающим фактором превосходства одного субъекта над другим. В соответствии с требованиями национальной программой по подготовке кадров, для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя всю разновидность предлагаемой информации посредством различных каналов национальных и международных СМИ. Процесс осмысления, анализа и интерпретации, различных медиасообщений представляет определенную трудность для студентов, так как информация «несет в себе не только объективный факт, но и субъективное его воссоздание, в процессе которого запечатлеваются чувства художника-автора, его отношение к этому факту, оценка, истолкование. Оценивая их, мы тем самым проверяем, уточняем, формируем свое отношение к миру, а порой в эмоционально-образной форме искусства заново открываем для себя окружающий мир». Таким образом, перед будущим специалистом стоит задача анализа информации и формирования знаний.

Ключевые слова: Медиа компетенция, теория и аудиторная работа.

Исследуя проблему применения мультимедиа технологий в обучении, ученые призывают к тому, чтобы преподаватели сосредоточились на разумном употреблении появляющихся образовательных технологий и максимизировали их потенциал на качественное обучение.

Mehlinger H.D. , исследуя данную проблему, указывает на то, что, хотя университеты были в значительной степени успешны в подготовке квалифицированных специалистов до настоящего времени, современные образовательные потребности изменились, в том числе из-за изменений в социуме. Современному обществу нужны специалисты, обладающие не только набором компетенций из актуальной для них отрасли науки, но также и медиакомпетентностью, сформировать которую можно, если учебный процесс в вузе организован с использованием мультимедиа технологий [8, с. 59-60].

Экспериментальная работа Боликовой Л.Ю., Бакановой М.В. и др. по формированию профессионально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку показала, что важным условием, обеспечивающим эффективное формирование компетентности, является сочетание методов и приемов традиционного обучения с современными методами, приемами и средствами обучения, в первую очередь с информационными компьютерными технологиями. Обучающие программы облегчают студентам освоение опыта, расширяя границы аудиторной работы, позволяют погрузиться в ситуации, максимально приближенные к их будущей профессиональной деятельности, а также предоставляют возможность оперативного контроля со стороны педагога и самоконтроля результатов деятельности студентами [1, c. 128-129].

Данный факт подтверждает опрос среди преподавателей, проведенный Shields J. Согласно данным опроса, 93% преподавателей ответили, что использование мультимедиа технологий было бы «превосходной идеей», 52% признались, что не в полной мере знают, как использовать эти технологии. В данном исследовании также было выявлено, что эффективная методология использования мультимедиа в образовании не может быть разработана мгновенно, т.к. процесс обучения нельзя резко изменять в какую-либо сторону, спешка и качественное образование – понятия не тождественные, поэтому сперва нужно провести семинары с преподавателями, научные эксперименты со студентами и только потом постепенно внедрять новые информационные технологии в обучение.

Hall А. утверждает, что применяемые государством усилия по реформе образования, требующие интеграции в образовательные учреждения мультимедиа технологий, не всегда реализуются. Она акцентирует внимание на таких барьерах в использовании мультимедиа, как нехватка стимула преподавателей, несоответствие уже устоявшейся модели обучения, которую все никак не могут переделать, культурные барьеры и др. Hall А. предостерегает, что, если система образования не изменится в ответ на потребности государства в медиакомпетентных специалистах, они (специалисты) могут вскоре быть невостребованными в постоянно меняющемся информационном мире [7].

Проведенные исследования подтверждают, что формирование и развитие медиакомпетентности находится в тесной взаимосвязи с формированием и развитием основных профессиональных компетенций, поэтому они не могут рассматриваться изолировано от процесса профессиональной подготовки студентов – будущих учителей иностранного языка.

В зарубежной научной литературе уже давно используется термин медиакомпетентность (англ. – media competence, нем. – Medienkompetenz), под которым понимается способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально-ответственному действию по отношению к медиа» [10, c. 120]. Однако данное определение не является полным и не содержит конкретики.

Американский медиапедагог Baran S.J. предложил классификацию умений, необходимых для медиакомпетентности личности [6, c. 33-34]: знание специфики языка различных медиа и способность понимать их воздействия, независимо от сложности медиатекстов; способность и готовность сделать усилие, чтобы воспринимать, понять содержание медиатекста и отфильтровывать «шум»; способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно; развитие компетентного предположения о содержании медиатекста; знание условностей жанров и способность определять их синтез; понимание и уважение силы влияния медиатекстов; способность размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники.

В заключении хотелось подчеркнуть, что IT-технологии является эффективным средством медиаобразования, ведущим средством формирования медиакомпетентности студентов. Роль IT-технологий в решении задачи формирования медиакомпетентности студентов велика. Осмыслением возможностей IT-технологий, убедительно показали, что

IT-технологии — это тот инструмент, который обеспечит переход на новые педагогические стандарты в соответствии с новыми требованиями подготовки высококвалифицированного специалиста, способного грамотно оперировать с медиатизированной информацией.

Список литературы

  1. Бекназарова, С. С. IT-технологии в формировании медиакомпетентности студентов на занятиях физики / С. С. Бекназарова, К. Т. Бекназаров. // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/archive/24/2538/ (дата обращения: 12.09.2020).
  2. Мещеряков А.С., Дмитриев Д.В. ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
  3. Новикова А.А. Теория и история развития медиаобразования в США (1960-2000): Дис. канд. пед. наук. Таганрог, 2000.
  4. Кортиева Д. В. Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Пятигорск, 2009. 18 с.

Back to Top