Развитие координационных способностей у детей 6-7 лет с использованием фитбол гимнастики

Развитие координационных способностей у детей 6-7 лет с использованием фитбол гимнастики

Космачева А.В., Мартынов А.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 331»

г. Волгоград, Россия

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» 

г. Волгоград, Россия

 

         Изучены научные литературные источники, отражающие необходимость развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, обсуждается эффективность воздействия фитбол гимнастики на развитие координационных способностей у детей 6-7 лет.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, фитбол гимнастика.

 

          Своевременное развитие двигательных качеств, и формирование жизненно необходимых двигательных умений является неотъемлемой частью гармоничного развития подрастающего поколения. Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для взаимосвязанных процессов психического и физического развития человека [2,4,6,7].  Авторами научных работ отмечено, что уровень развития координационных способностей играет главную роль в процессе осуществления полноценной двигательной деятельности человека [1,4]. Однако несмотря на постоянное совершенствование системы физического воспитания в программах по физическому развитию в дошкольных образовательных учреждениях недостаточное внимание уделяется комплексам упражнений, направленных на развитие координационных способностей [2]. Специалисты указывают на необходимость внедрения новых средств форм и методов занятий физическими упражнениями в систему физического воспитания [2,3].

          Одной из современных, нетрадиционных форм организации физического воспитания, направленных на развитие координационных способностей, и общее оздоровление организма является фитбол гимнастика [5]. Для оценки эффективности развития координационных способностей у детей старшего   дошкольного возраста занимающихся фитбол гимнастикой проводилось исследование. В исследовании приняли участие дети в возрасте 6-7 лет, было выбрано две группы: контрольная–дети которые не занимались фитбол гимнастикой, и экспериментальная, дети, которые в рамках кружковой деятельности занимались фитбол гимнастикой. Для развития координационных способностей у детей экспериментальной группы использовались подвижные игры, эстафеты с использованием фитбола, упражнения на фитболе на удержание равновесия, с различным положением рук и ног, прокатыванием на мяче. В начале эксперимента проведено тестирование координационных способностей. Проведены проба Ромберга, тест на статическое равновесие. Результаты тестов обработаны при помощи методов математической статистики, парного t-критерия Стьюдента для зависимых совокупностей. Затем через 6 месяцев проведено повторное тестирование.   В контрольной группе у детей 6 лет при проведении пробы Ромберга получены следующие результаты. Парный t-критерий Стьюдента равен 6.000. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.262. tнабл>tкрит, изменения признака статистически значимы (p=0.000).  В экспериментальной группе у детей 6 лет получены следующие результаты. Начало формы

Среднее значение признака до эксперимента составляет 10.700±0.675 (m=±0.213) Среднее значение признака после эксперимента составляет 12.400±0.516 (m = ±0.163). Парный t-критерий Стьюдента равен 7.965. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.262. t набл> t крит., изменения признака статистически значимы (p=0.000). У детей 7 лет в контрольной группе при проведении пробы Ромберга получены следующие результаты.Конец формы

Начало формы

Среднее значение признака до эксперимента составляет 13.400±1.075

(m = ±0.340). Среднее значение признака после эксперимента составляет 14.800±0.919 (m = ±0.291). Парный t-критерий Стьюдента равен 8.573. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.262. tнабл> tкрит.  Изменения признака статически значимы (р=0.000). В экспериментальной группе у детей 7 лет получены следующие результаты. Среднее значение признака до эксперимента составляет 13.900±0.738 (m = ±0.233) Среднее значение признака после эксперимента составляет 15.000±0.816 (m = ±0.258). Парный t-критерий Стьюдента равен 11.000. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.262. набл > tкрит. , изменения признака статистически значимы (p=0.000).Начало формы

          Из полученных данных проведенного тестирования можно сделать следующий вывод. В контрольной и экспериментальной группе произошел прирост показателей координационных способностей, оцениваемых позой Ромберга, однако в экспериментальной группе показатель несколько выше чем в контрольной, что свидетельствует об эффективности применяемого воздействия.    В контрольной группе у детей 6 лет при проведении теста на статическое равновесие получены следующие результаты. Среднее значение признака до эксперимента составляет 23.500±1.179 (m = ±0.373). Среднее значение признака после эксперимента составляет 25.300±1.252 (m = ±0.396) Парный t-критерий Стьюдента равен 6.194. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.262. tнабл> tкрит, изменения признака статистически значимы (p=0.000). В экспериментальной группе у детей 6 лет при проведении теста на статическое равновесие получены следующие результаты. Среднее значение признака до эксперимента составляет 23.400±1.174 (m = ±0.371). Среднее значение признака после эксперимента составляет 26.000±0.816 (m = ±0.258). Парный t-критерий Стьюдента равен 7.005. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.262, tнабл> tкрит, изменения признака статистически значимы (p=0.000). У дошкольников 7 лет в контрольной группе получены следующие результаты теста. Начало формы

Среднее значение признака до эксперимента составляет 34.400±1.578 (m = ±0.499). Среднее значение признака после эксперимента составляет 36.300±1.567 (m = ±0.496). Парный t-критерий Стьюдента равен 10.585. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.262. t набл> t крит, изменения признака статистически значимы (p=0.000). Показатели теста на статическое равновесие в экспериментальной группе следующие. Среднее значение признака до эксперимента составляет 34.200±1.398 (m = ±0.442). Среднее значение признака после эксперимента составляет 36.800±1.687 (m = ±0.533). Парный t-критерий Стьюдента равен 11.759. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.262. t набл. > t крит., изменения признака статистически значимы (p=0.000).

Исходя из полученных результатов теста на статическое равновесие наблюдается рост показателей в обеих группах. В экспериментальной группе отмечается больший прирост показателей координационных способностей чем в контрольной и это позволяет сделать вывод, о эффективности применяемого воздействия.  Результаты проведенного исследования свидетельствуют о эффективности применении фитбол гимнастики для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста и необходимости введения данной нетрадиционной формы занятия в процесс физического воспитания в дошкольном учреждении.Начало формы

  1. Кузьменко, Т. А. Развиваем координацию у дошкольников / Т. А. Кузьменко, Е. Н. Игнатьева // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2016. —№ 2 (8). — С. 86–89.
  2. Мартынова, А. С. Методика развития координационных способностей у детей дошкольного возраста на основе комплексного подхода / А. С. Мартынова // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Благовещенск, 2016. — С. 389–398.
  3. Межидов, М. С. Э. Развитие координационных

способностей детей 6–7 лет посредством подвижных

игр / М. С. Э. Межидов, С. А. М. Аслаханов // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни:

материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Грозный, 2015. — С. 162–167.

  1. Салькова, Н. А. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 111–116.

5.Сайкина Е.Г. Фитбол – аэробика для детей «Танцы на мячах»: Учебно – методическое пособие/ Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 209 с. С 3-4.

  1. Седых, Р. С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Р. С. Седых // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посв. 20-летию фак. физ. культуры и спорта Нижневарт. гос. ун-та. — Нижневартовск, 2015. — С. 255–257
  2. Шарикало, Н. А. Координационные способности в жизни детей старшего школьного возраста / Н. А. Шарикало // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодёжи: материалы III регион. науч. конф. молодых учёных. — Чурапча, 2017. — С. 333–337.

 

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN CHILDREN AGED 6-7 YEARS USING FITBALL GYMNASTICS

Kosmacheva A.V., Martynov A. A.

Municipal preschool educational institution «Kindergarten 331» Volgograd, Russia

Federal state budgetary educational institution of higher education «Volgograd state Academy of physical culture» Volgograd, Russia

          Scientific literature sources that reflect the need to develop coordination abilities in children of older preschool age are studied, and the effectiveness of the impact of fitball gymnastics on the development of coordination abilities in children aged 6-7 years is discussed.

          Key words: children of preschool age, fitball gymnastics.

Back to Top