Применение информационных технологий при моделировании уровня загрязненности атмосферы выбросами из низких источников

Применение информационных технологий при моделировании уровня загрязненности атмосферы выбросами из низких источников

Тхабисимова М.М., Эдгулова Е.К., Бечелова А.Р., Шугушева Л.Х.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

Институт физики и математики, Нальчик

 

В статье дается анализ экономической оценки эффективности мероприятий по снижению токсичности автомобильных двигателей с помощью компьютерной модели.

Ключевые слова: антропогенное загрязнение, экономическая оценка, токсичность, эквивалентности.

 

Современное человечество живет в эпоху небывалого развития научно- технического прогресса, которое сопровождается активным воздействием на природу. И хотя в последние десятилетия принимаются меры по ее охране и оздоровлению, поступление тем не менее, менее общее состояние увеличение окружающей среды увеличилось продолжает ухудшаться [1]. В таком процессе своей одна жизни и деятельности последние человек постоянно естественных воздействует на природу если и изменяет ее. Современное продуктов состояние природы —  действительно результат длительного последние взаимодействия её с человеком.

Различают два основных вида загрязнения окружающей нас среды: природное и антропогенное. Природное загрязнение возникает в результате естественных причин, таких как, например, извержение вулканов, землетрясений, катастрофических наводнений и пожаров. Антропогенное загрязнение — результат деятельности человека [2].

Загрязняющие атмосферу вещества, которые возникли в результате хозяйственной деятельности человека, и их влияние косвенные на среду разнообразны. Существует три источника загрязнения в целом атмосферы:

1) автомобильный транспорт;

2) бытовые которое котельные;

3) и промышленность.

      Основные виды воздействия транспорта на окружающую среду и природные ресурсы – это загрязнение токсичными веществами отработавших газов транспортных двигателей, выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, загрязнение поверхностных водных объектов, образование отходов и воздействие транспортных шумов [3].

         В данной работе приводится экономическая оценка эффективности мероприятий по снижению токсичности автомобильных двигателей которая сводится к соизмерению результатов работы, направленных на предотвращение ущерба от загрязнения атмосферы выбросами автомобильных и обеспечивающие требуемый санитарно-гигиенический эффект при минимальных затратах на его достижение [4].

Экономическая эффективность работ по снижению двигателей оценивается следующими показателями:

  • народнохозяйственным эффектом от создания и использования новой техники и технологии, улучшающей условия труда и отдыха всех людей;
  • экономическим эффектом у потребителя от приобретения применения им новой техники, позволяющий повысить производительность отдельных операций или усовершенствовать технологический процесс.

Годовой экономический эффект от создания и внедрения техники с улучшенными токсическими показателями в соответствия с методикой, определяется по формуле:

где  и – приведенные затраты на производство базового (индекс1) снижения токсичности, руб.;

 и – коэффициент эквивалентности, учитывающие связь между затратами на производство средств снижения токсичности (стоимостью техники) и достигаемым эффектом (степень снижения) выбросов. Значения коэффициентов, a изменяются в пределах от 1,0 при степени очистки до 1,65 при .

 и – эффективность очистки токсичности выбросов по базовому и новому варианту, %;

          – коэффициент учета изменения срока службы нового варианта средств токсичности по сравнению с базовым;

 и  – доли амортизационных отчислений от балансовой стои­мости, на восстановление (реновацию), руб.;

 – годовые эксплуатационные затраты (состоящие из затрат на ТО и ТР, топливо, эксплуатационные материалы), руб.;

 и  – дополнительные капитальные затраты потребителя при внедрении новых средств снижения токсичности (увеличение производ­ственных площадей, приобретение испытательного оборудования), руб.;

В свою очередь, приведенные затраты представляют собой сумму себестоимости и нормативной прибыли:

,

где  – себестоимость единицы продукции (работы), руб.;

 – удельные капитальные вложения в производственные фонды, руб.;

 – нормативный коэффициент эффективности ();

Расчеты экономической эффективности от снижения токсичности двигателей определяется между предотвращенным ущербом и затратами на его устранение:

,

где  – снижение годового ущерба от ограничения выбросов в атмосферу, руб.:

где и – годовые выбросы каждого компонента до и после внедрения средств снижения токсичности, тонн в год;

 – сумма снижение годового ущерба от ограничения выбросов в атмосферу населенных мест каждой тонны i -го токсичного компонента, руб.;

Для анализа наглядности и принятия решения была разработана компьютерная модель [5]. Все необходимые для расчета данные вводятся в форму (рис.1).

На основе этих исходных данных рассчитываются основные технико-экономические показатели. Основные показатели и результаты расчетов приводятся ниже (рис 2).

При наличии исходных данных можно произвести расчет экономического эффекта от снижения токсичности по компьютерной модели при моделировании уровня загрязненности атмосферы выбросами из низких источников.  Для сути решения задач были исследования были в работе регламентация построены модели, по экономической оценке, эффективности веществам мероприятий по снижению установленных токсичности автомобильных установление двигателей и экономической оценки окружающей эффективности мероприятий процессов по снижению токсичности целью автомобильных двигателей процессов при использовании высокого новой техники окружающей и технологии. В работе проведен вычислительный эксперимент. Исследуемые компьютерные модели могут быть использованы на практике и спецкурсах.

 

Литература

  1. Берлянд М.Е. Прогноз и регулирование загрязнений атмосферы. Л: 1985г.
  2. Беккер А.А., Агоев Т.Б. Охрана и контроль загрязнения природной среды. – Л.: Гидрометиздат, 1990г.
  3. Горелик Д.О., Конопелько Л.А. Мониторинг загрязнения атмосферы и источников выбросов. Аэродинамические измерения. – М.: Издательство стандартов, 1992г.
  4. Вавилин В.А. Моделирование – метод исследования при решении задач регионального мониторинга. – Л.: Гидрометиздат, 1987г.
  5. Тхабисимова М.М., Канукоева Л.В., Барагунова, Е.А.Канукова В.Н., Кертбиева М.Х. Компьютерное моделирование динамики популяций. — «Российская наука в современном мире» Сборник статей XXX Международная научно-практическая конференции. Ч.1.Июль,2020.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN MODELING THE LEVEL OF ATMOSPHERIC POLLUTION BY EMISSIONS FROM LOW SOURCES

Tkhabisimova M.M., Edgelow E. K. Bechelova A.R., Shugusheva L.Kh.

Kabardino-Balkar state University named after Kh. M. Berbekov,

Institute of physics and mathematics, Nalchik.

 

The article analyzes the economic evaluation of the effectiveness of measures to reduce the toxicity of automobile engines using a computer model.

Keywords: anthropogenic pollution, economic assessment, toxicity, equivalences.

Back to Top