Персональная цифровая образовательная среда логопеда

Персональная цифровая образовательная среда логопеда

Моргачева И.Н.

Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Россия

Гимназия №652 Выборгского района, Санкт-Петербург, Россия

Статья посвящена вопросам изучения персональной цифровой образовательной среды логопеда как фактора, способствующего эффективному внедрению информационно-коммуникационных технологий в процесс коррекционно-развивающего обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровая образовательная среда, коррекционное воздействие, учитель-логопед.

Информация, распространяемая посредством электронные информационно-коммуникационные технологии, несет в себе элементы нового знания, поэтому электронную среду по праву можно считать цифровой образовательной средой. Электронные интерактивные средства повышают мотивацию учащихся к овладению новыми умениями и навыками, значительно расширяют возможности предъявляемого познавательного материала. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет ученику принять активное участие в образовательном процессе, то есть перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Внедрение компьютерных технологий в логопедическую практику не только решает задачи преодоления речевого дефекта, но и способствует развитию когнитивных функции (внимания, памяти, мыслительных способностей, навыков ориентации в пространстве).

Изучение вопросов формирования и развития цифровой образовательной среды, как совокупность электронных образовательных ресурсов, средств и технологий [2], обнаружило превалирующее стремление исследователей к рассмотрению коллективных образовательных сред, в том числе и электронных. Внимание к персональным цифровым образовательным средам в научных кругах уделяется недостаточно.

Логопеду, как педагогу образовательной организации, в условиях современного соцзаказа на образование недостаточно использовать на практике информационно-коммуникационные технологии, ему необходимо адаптировать их для обеспечения эффективности коррекционного воздействия и комфортности собственной профессиональной деятельности. Таким образом, учитель-логопед становится в некотором смысле производителем цифровых продуктов.

Используя контент электронного ресурса «Видимая речь», интернет-порталов клуба логопедов «Логобург», информационного ресурса «Вся логопедия», творческого центра «Сфера», учебного центра «Логопед-мастер», развивающего ресурса «Мерсибо», логопед перерабатывает материал с учетом актуальных на данный момент задач. В круг таких задач входит уточнение методических рекомендаций и указаний, а также корректировка содержания материала [3]. Необходимость этих мероприятий обусловлена особенностями развития детей с речевой патологией, связанная с несформированностью пространственно-аналитической деятельности [1]. Восприятие и обработка пространственных свойств и пространственных отношений являются одной из наиболее сложных форм психического отражения. Нарушение ориентировок в реальном окружающем пространстве, в схеме собственного тела, на плоскости, в квазипространстве влекут за собой специфическое восприятие логопатами виртуального цифрового пространства. Адаптация цифровой образовательной среды с учетом возможности работы над формированием пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями позволяет оптимизировать логопедическую коррекцию.

В процессе адаптации учителем-логопедом цифровая образовательная среда становится для него персональной. Таким образом, можно определить персональную цифровую образовательную среду как систему отобранных и интерпретированных логопедом электронных ресурсов, которые распределяются по направлениям:

  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • просветительское;
  • научно-методическое.

Персонализация цифровых продуктов может рассматриваться как способность логопеда самостоятельно планировать и реализовывать программу коррекционной работы. Такой подход позволяет:

  • расширить возможности построения индивидуального логопедического маршрута;
  • повысить прозрачность коррекционной работы;
  • облегчить коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;
  • формировать новые условия для мотивации учащихся при выполнении тренировочных заданий и упражнений;
  • формировать новые возможности для организации процесса коррекции речевых недостатков.

Персональная цифровая образовательная среда — это исключительно субъективный компонент педагогической деятельности, не регламентируемый внешними условиями, формирующийся и развивающийся под действием внутреннего убеждения в необходимости такой работы. Эта личностная мотивация, по сути, и определяет творческое, новаторское отношение специалиста к профессии.

Список литературы:

  1. Моргачева И.Н. Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями в процессе формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР (3 уровень речевого развития). / И. Н. Моргачева //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов I междунар. науч. конф. — Москва: НИЦ «Апробация», 2013. — С. 23-26.
  2. Морозов А.В., Михалева О.В. Влияние современного информационно-образовательного пространства на формирование социокультурной и межкультурной коммуникации как одна из важнейших составляющих повышения качества образования будущих бакалавров-лингвистов. Ученые записки ИУО РАО. 2017; № 3 (63): 305 — 310.
  3. Петров А.Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе/А.Ю. Петров, М.Н. Булаева, А.А Сиротова//Человек и образование. — 2016. — №4. — С. 134-138.

PERSONAL DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR SPEECH THERAPISTS

Morgacheva I. N.

Saint Petersburg University of industrial technologies and design, Saint Petersburg, Russia

Gymnasium No. 652 of the Vyborg district, Saint Petersburg, Russia

i-s-kas@mail.ru

The article is devoted to the study of the personal digital educational environment of a speech therapist as a factor contributing to the effective implementation of information and communication technologies in the process of correctional and developmental training.

Keywords: information and communication technologies, digital educational environment, correctional impact, speech therapist teacher.

Back to Top